Чему России поучиться у Австрии?

Безупречное БОЛЕНИЕ, Безупречная РЕКЛАМА

Основным героем игры Австрия - Россия (1:0) стал, на мой взор, совсем не создатель гола Рубин Окоти, а самый обыденный флаг, красно-бело-красный, с логотипом компании-производителя популярного пива местного производства.

За день до матча 10-ки тыщ таковых флагов уже лежало на каждом кресле стадиона «Эрнст Хаппель» дожидаясь собственного часа. В протяжении всего вечера зрители размахивали ими как заведенные - под песню Life is life, гимн страны, гимн сборной, венский вальс либо просто так, реагируя на происходящее на поле. Ну а больше всего поразило то, что публика не стала расходиться опосля финального свистка. Болельщики практически в полном составе провели на трибунах еще минут 10 и вновь исполнили гимн собственной команды, сочиненный пару лет назад.

Флажки - пример безупречной рекламы, которая выгодна и нравится всем. Зрители были довольны, так как им безвозмездно дали чем помахать и объединили в ликующее красно-бело-красное море. Футболисты были довольны, что их так здорово поддерживают. Федерация была довольна, так как подзаработала и обеспечила заряд позитива для сборной. Спонсоры были довольны, так как флажки с заглавием пива миллион раз попали в кадр и на фото, но ни у кого не вызвали раздражения - лишь удовлетворенность. Почти все болельщики унесли их с собой - и придут с ними на последующие матчи.

ПРОДАЕТСЯ ВСЕ

У Австрийского футбольного союза (OEFB) 25 партнеров и спонсоров. У РФС, для сопоставления, - 10, ежели верить официальному веб-сайту. Спортивный костюмчик игрока австрийской команды припоминает одежду гонщика «Формулы-1», где лейблы уже ставить некуда. Хотя сборная Австрии за крайние 16 лет игралась на большом турнире лишь раз - и то только благодаря тому, что совместно со Швейцарией была хозяйкой Euro-2008. Россия за этот же период времени два раза ездила на мир и четыре раза на Европу, становилась бронзовым призером континентального первенства и практически постоянно была еще выше Австрии в рейтинге ФИФА.

Австрийцы без зазрения совести продают полностью все. «Спонсор» счета на табло - большой германский банк. Он же, как заявил диктор, «подсчитал для вас» количество зрителей на трибунах. В перерыве авто концерн устроил развлечение: особые пушки выстреливали на трибуны футболками, «снаряды» долетали до самых верхних секторов. Телекоммуникационная компания пошла по стопам пивоваров и пораздавала огромные надувные ладошки, чтоб громче хлопалось.

Время от времени, правда, рвение продаться с потрохами ради экономической выгоды обретает чересчур изощренные формы. В чемпионате Австрии играет «Ред Булл Зальцбург», а отлично знакомый российскому болельщику «Штурм» с недавних пор официально (!) называется «Спортивный клуб Путигамер Штурм Грац». В заглавие добавлено имя еще 1-го производителя напитка из хмеля и солода.

Тут, полагаю, у австрийцев явный перебор. Навряд ли миллионы болельщиков «Спартака» либо «Зенита» могли быть рады, если б команды с большой историей вдруг стали называться, условно говоря, «Молодой мельник Спартак» либо «Водка Сине-бело-голубенькая Зенит». Хотя схожий пример - «Сатурн REN-TV» - в России был. Но там хотя бы заглавие клуба шло первее спонсора.

У СБОРНОЙ ЕСТЬ «УЛЬТРАС» И СЕМЕЙНЫЕ СЕКТОРА

Непременно, федерация ведет гигантскую работу по популяризации футбола, связанную не только лишь со спонсорами. К примеру, у стенок арены раздавали выпуски 2-ух бесплатных, ярчайших и увлекательных газет, задачка которых - увеличивать футбольную грамотность населения. Диктор на «Эрнсте Хаппеле» - искрометный шоумен. Основной тренер сборной Марсель Коллер опосля финального свистка стремглав помчался в прямой эфир и, кажется, был согласен находиться перед камерой до глубочайшей ночи. А травмированный Давид Алаба перед игрой, делая упор на костыли, напутствовал товарищей на победу.

Особенная роль уделяется взаимодействию с фанатами. В федерации смекнули, что крупная часть публики, болеющей за сборную, инертна и неактивна, а поэтому поддерживают «свои» фан-группировки «ультрас», постоянно сидящие на секторах С и D. Посреди их выделяются основанные в 2010 году «ураганы» - по той обычной причине, что на стадион они приходят с барабаном.

Всего группировок девять, у каждой - собственный комфортный уголок на официальном веб-сайте OEFB. Все свои деяния они планируют очень сплотченно с федерацией, получая всяческие льготы и блага, в том числе денежные. В благодарность поклонники стараются не очень сильно хулиганить. На игре с Россией был зажжен один файер, но смотрелось это как невинное баловство. Австрия отыскала золотую середину - хворают за сборную активно, но без дикости, как, допустим, в Турции либо на Балканах.

Ультрас-боление в любом случае по душе не многим. Потому сотворен очередной фан-клуб - «Immer wieder sterreich» («Австрия навсегда»), куда вступают приличные семейные люди.

Как понятно, в России существует Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ), которое по идее обязано заниматься этим же самым, чем «ураганы» и им подобные занимаются в Австрии. На самом деле тяжело осознать, в чем функция объединения и чем оно полезно для сборной. Ведь организовать достойную поддержку для российской команды не удается с конца 2000-х, когда «Лужники» яростно и прекрасно болели против Великобритании и Германии.

37 ИЗБРАННЫХ, либо Как следует ГОТОВИТЬСЯ К ЧМ-2018

Сборная - день нынешний. Но необходимо глядеть и в завтра.

Россия из кожи вон лезет - готовится к домашнему ЧМ-2018, а Австрия собственный большой турнир провела 6 годов назад и навряд ли в скором времени получит очередной. Но смотрится все напротив - как будто им, а не нам принципиально приготовить к турниру боеспособную команду. На веб-сайте РФС нет ни слова про молодежь, тогда как на OEFB.at существует большой раздел, посвященный пестованию футбольных талантов.

Все начинается с пирамиды - схематичного и понятного изображения структуры австрийского футбола - от детского до первой сборной и клубов первой лиги.

Далее - подраздел со знаковым заглавием «Особый австрийский путь». Практически это программа развития футбола в стране, изложенная внятными и доступными для осознания тезисами. Вот базы основ:

- широкий охват населения футболом («нет ширины - нет и вершины»);

- структурированный поиск и развитие талантов;

- личный подход к более одаренным игрокам;

- систематизированная работа академий;

- футбол - школа - профессия (из футбольных академий не должны выходить дураки);

- работа на перспективу;

- развитие инфраструктуры, и т.д..

Казалось бы, самые обыкновенные слова. Но когда вчитываешься, понимаешь, как все верно и системно.

Далее идут загадочные аббревиатуры - LAZ, AKA - не наименее интригующее заглавие «Проект-12». Оказывается, AKA - единый план работы 12 академий футбольных клубов австрийской лиги, а LAZ - центры футбольного образования (и здесь же слоган: «LAZ - мой путь наверх!»), объединяющие усилия родителей, учителей и футбольных клубов. Всего таковых центров в Австрии 29.

Но самое увлекательное - это «Проект-12». В 2009 году была запущена программа персональной поддержки австрийских футбольных талантов в возрасте от 15 лет до 21 года. На данный момент она включает 37 мужчин и 10 женщин - выбор осуществляли специалисты, тренеры сборных различных возрастов и клубов, также ученые от футбола. При этом перечень поименно приведен на веб-сайте!

Проект содержит в себе отслеживание выступлений и достижений игроков спецами и при помощи особенной базы данных, совместную работу клубов и федерации над карьерным методом юных футболистов, научное обоснование трансферов и много чего же еще. Другими словами, человек находится под микроскопом, и вся Австрия помогает ему стать по-настоящему неплохим игроком. Предполагалось, что проект просуществует до 2012 года (отсюда и цифра 12), но его решено продлить как минимум до 2015-го.

Плоды тем временем уже есть. Несколько человек из «Проекта-12» уже в первой сборной. А почти всем это, видимо, еще предстоит - на данный момент ребятам лет 15-16. Фактически, мы лицезреем в некий мере интерпретацию известной идеи генсека РФС Анатолия Воробьева о разработке «клуба-2018». Но ежели от предложения г-на Воробьева, уж простите, веяло безумием, то тут все разумно. Талантов вправду собрали в один «клуб», где хлопочут о судьбе ребят и всей государством помогают им уверенно и верно шагать по жизни. Невольно возникает вопросец: а где же наши «списки 37» с Бурлаком и Беляевым, Оздоевым и Набиулиным, Давыдовым и Ефремовым?..

Будем, но, честны: Россию Австрия одолела на старенькых дрожжах. Практически все главные игроки сегодняшнего состава выросли и возмужали без помощи «Проекта-12» либо LAZ. Вот лишь это быстрее стращает, чем веселит. Что все-таки будет, когда маховик австрийского футбола заработает по полной?

Ежели «кардинальные решения» в российском футболе, о которых на днях говорил в интервью «СЭ» Виталий Мутко, так и останутся словами, то пройдет мало времени - и Австрия вправду по игре в футбол, боюсь, окажется на голову выше России.

И уж точно лучше нас подготовится к ЧМ-2018.

РУКОВОДИТЕЛИ - Предприниматель И ПИАРЩИК

Фактически, осталось разобраться, кто все это делает. Во главе федерации стоят 64-летний президент Леопольд «Лео» Виндтнер и его одногодок, генеральный секретарь и генеральный директор Альфред «Гиги» Людвих. При этом оба никогда мастерски не били по мячу - разве что в детстве с друзьями во дворе.

Виндтнер получил экономическое образование и всю жизнь проработал в гос энергетической компании Energie AG. Это, естественно, не «Газпром», но концерн по местным меркам очень приличный и могучий. В 1994 году герр Лео стал в нем основным человеком - он председатель совета директоров. Матерый экономист и акула бизнеса, Виндтнер постоянно проявлял энтузиазм к политике (в первой половине 1980-х был бургомистром родной деревушки) и спорту (возглавлял футбольный альянс региона Верхняя Австрия). В OEFB он длительное время занимал пост вице-президента, в 2009-м выиграл президентские выборы.

Людвих, который много лет работает в спайке с Виндтнером, - по профессии учитель, а по призванию журналист. Проработав в разных футбольных редакциях, герр Гиги отыскал свое призвание в работе спортивного чиновника, в его обязательствах - оперативное управление союзом.

Опосля знакомства с биографией этих 2-ух господ сходу становится понятно, почему у австрийской федерации футбола нет никаких заморочек ни с экономической, ни с медийной составляющими. Все на поверхности: кто выдумывает шоу, а кто добывает «на пропитание».

При всем этом я совсем не желаю огласить, что оба - безупречные руководители. Претензий к тому же Людвиху хватает: в 2009-м его обвинили в «половой дискриминации» за различные цены на билеты мужской и женской сборных (!!!), а в 2011-м тренер юношеской сборной Пауль Глудоватц отказался возглавить главную команду страны из-за личной неприязни к гендиректору федерации, который, по мнению спеца, выбирает наставника «не на базе опыта и свойства работы, а по другим критериям».

Вообщем, заслуги Марселя Коллера во главе сборной Австрии обосновывают, что итоговый выбор Людвиха не так и плох.

ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

Непременно, нельзя просто взять и слепо интегрировать австрийский подход в российскую футбольную реальность. Хотя бы поэтому, что масштаб заморочек несоизмерим. В Австрии живет чуток больше 8 миллионов человек, а в России - 146 миллионов. В Австрии 9 федеральных земель, а в России - 85 субъектов федерации. Австрия занимает 112-е место в мире по местности, а Россия - 1-е. На таковых просторах куда сложнее что-либо систематизировать, развивать и контролировать. В том числе и футбол.

Другое дело, что пробовать нужно, и некие австрийские задумки не попросту могут, а должны быть взяты на вооружение теми, кто уже несет либо скоро возьмет ответственность за российский футбол.

Самое обидное, что мы со своим «Проектом-18» уже опоздали.

Вена - Будапешт