3-ий 'Гран-при России'

12 октября в Сочи состоится знаменательное событие - в первый раз в наиболее чем 60-летней истории «Формулы-1» пилоты разыграют первенство в «Гран-при России».

1-ые Пробы

Так и тянет написать сакраментальную фразу: революция, о которой так долго говорили, состоялась!

А ведь по сути - говорили долго. 30 с излишним лет. С дальнего еще 1982 года. И все это время говорильня эта в основном была менее чем маниловщиной. Казалось, что реальностью гонка «Формулы-1» на нашей земле не станет никогда. Начальный доверчивый интерес, с которым любители автогонок встречали еще одну новость о проектировании, а то и строительстве «автодрома мирового уровня для 'Формулы-1', сменился унылым скептицизмом, имевшим под собой, как досадно бы это не звучало, полностью настоящую подоплеку. Очень много их было, мертворожденных не проектов даже, а прожектов!

Наверняка, на данный момент, когда какой-то из них все-же стал реальностью, полезно будет вспомнить всю предысторию.

Ежели, как говорится, ворачиваться совершенно уж к истокам, то история 'отношений' России и 'Формулы-1' продолжается уже полста лет. 1-ое, выскажемся так, прощупывание земли случилось аж посреди 60-х, когда в Столичном автодорожном институте по требованию ЦК ДОСААФ была спроектирована трасса, местом строительства которой в итоге избрали Тушино. Но проект реализован не был по двум причинам: во-1-х, чрезвычайно недешево, а во-2-х - автогонки вообщем, и 'Формула-1' в индивидуальности числились несомненным атрибутом буржуазного стиля жизни, глубоко чуждого русскому человеку.

2-ая попытка все-же связать страну и царицу автогонок 'гражданским браком' была предпринята сначала 80-х. Попытка очень и очень суровая и имевшая шанс увенчаться фуррором. У руля Федерации автоспорта СССР стоял Леонид Афанасьев, имевший достаточно тесноватые связи с Жаном-Мари Балестром, тогдашним президентом FISA (Fédération internationale de Спорт Automobile) - организации, в чем либо достаточно активно противостоявшей другому интернациональному органу, связанному с авто, FIA (Fédération Internationale de l'Automobile) - занимавшейся (и занимающейся) не только лишь организацией спортивных соревнований. Афанасьев был вице-президентом FISA и достаточно действенно проталкивал идею проведения гонки чемпионата мира 'Формулы-1' в СССР.

Фактически, мысль проведения 'Царских гонок' в России, как говорится, витала в воздухе. Этого желал не только лишь Афанасьев. Привлекательность таковой большой страны полностью правильно оценивал и тогдашний президент FOCA (Formula One Constructors Association), владелец чемпионской на тот момент конюшни 'Брэбхэм' Берни Экклстоун. Хитрецкий, умный и чрезвычайно цепкий, Экклстоун уже тогда был фактическим владельцем 'Огромных призов', а продажа прав на телетрансляции приносила FOCA серьезнейшие прибыли. Заинтересованность Берни в организации шага его 'огромного цирка' подогрела Олимпиада-80 в Москве. Тогда стало понятно, что СССР по силам проведение хоть какого масштабного мероприятия на самом высочайшем уровне. А уж про масштабы открывающегося рынка и говорить не приходилось.

Со свойственной ему энергичностью Экклстоун принялся осуществлять загаданое. Усилия были предприняты суровые - 'Гран-при Кремля' даже значился в подготовительном календаре на 1983 год! Берни так зажегся данной идеей, что готов был предоставить хоть какому русскому гонщику, чью фамилию ему назовут, собственный чемпионский Brabham BT49.

В 1981-м Экклстоун побывал в Москве с визитом, объездил весь город в поисках возможного места для трассы и был совсем покорен видом с Ленинских гор. Фактически, существовал даже некоторый рисунок трека, сделанный итальянской компанией Giorgio Rossi. Но все эти усилия отправь, мягко говоря, коту под хвост: в 1982-м от сердечного приступа погиб основной единомышленник и союзник Экклстоуна Афанасьев.

После чего все забуксовало, и пробы доверчивого Берни пробить лбом политически-бюрократическую машинку СССР обернулись прахом. Официальное письмо на имя Брежнева, в каком Экклстоун, как ему казалось, привел очень убедительные экономические аргументы в пользу проведения гонок 'Формулы-1' в Москве, к генсеку так не попало. Не попало оно на глаза и остальным власть имущим лицам, увязнув в бюрократическом болоте нескончаемых переадресаций. Улизнула от внимания Экклстоуна и еще одна определяющая деталь тогдашней реальности - автоспортом в СССР правила не ФАС как такая, а обвешанные погонами и званиями чины из ЦК ДОСААФ, которым капиталистическое развлечение было совсем не надо.

Короче, 'Гран-при Кремля' был похоронен, еще, на самом деле, не родившись.

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Можно было бы пошевелить мозгами, что мысль 'Формулы-1' в СССР погибла на корню, но даже посреди 80-х подобные предложения от иностранных компаний поступали одно за остальным. Но все это было несерьезно. Только опосля Олимпиады-88 в Сеуле компания из Лихтенштейна Dorna Management and Service Ltd., чьи спецы помогали сборной Русского Союза на корейских Играх, предложила и даже начала осуществлять полностью настоящий проект.

В октябре в Москве управляющий Dorna Антонио Корде встретился с первым заместителем ЦК ДОСААФ. Сначала января 1989 года Корде представил в ФАС СССР предложение о сотрудничестве, а уже 23 марта ТАСС передало сообщение о подписании в Москве соглашения меж Dorna Management and Service Ltd. и ФАС СССР 'о исследовании способностей включения Русского Союза в соревнования чемпионата мира по автогонкам 'Формулы-1'. 'В протоколе, - говорилось в сообщении ТАСС, - выделены 5 шагов реализации проекта: стройку трассы для авто гонок и соответственной инфраструктуры в Москве либо ближнем Подмосковье; организация столичных автогонок 'Гран-при' как неизменного шага чемпионата мира 'Формулы-1'; подготовка русских гонщиков к роли в гонках 'Формулы-1'; подготовка русской команды для роли в чемпионате мира 'Формулы-1'; исследование способностей сотворения гоночных каров 'Формулы-1' по русской технологии'. Сначало Dorna подразумевала строить трассу в подмосковном Подольске, но позже проект перешел в Москву - все в то же Тушино. Масштабы поражали: Dorna готова была вложить в стройку трассы и пятизвездного отеля по соседству без малого 300 млн баксов! Правда, в договоре существовал пункт, позволявший компании отбить вложения - за 'Дорной' оставалось право на сто процентов распоряжаться автодромом в дни 'Гран-при', другими словами весь доход шел в ее казну.

Осуществлению этого проекта помешала полная неразбериха, творившаяся тогда в стране. История оказалась так запутанной, что отыскать концы и найти, кто же повинен в срыве идеи 'Дорны', нереально. Но факт остается фактом - государь Корде обязан был отрешиться от собственных планов.

Но же сама мысль привезти-таки в страну, не принципиально, СССР это либо уже Россия, гонки 'Формулы-1', невзирая на все фиаско, возрождалась раз за разом, как феникс из пепла.

В 90-х автодром для царицы автоспорта собирались строить в Ярославле (именитый проект трассы 'Медведь'), Калининграде ('Балтийская корона', инициатор - компания IABC из Лихтейнштейна, спроектирована была канадским институтом CS Energo) и Чехове (ЛогоВАЗ - полигон около поселка Новейший Быт). Все проекты зашли достаточно далековато на предварительных стадиях, а где-то даже были начаты грунтовые работы, но все умерло из-за отсутствия обычных критерий для инвестиций.

Была попытка реанимировать идею Берни с 'Гран-при Кремля' в тех же 90-х, когда к тогдашнему первому заму премьера правительства Москвы Коробченко обратились итальянцы из конторы Press Link, обещавшие столице золотые горы и неизменное проведение на городской трассе (один из вариантов схемы для проекта - в том числе с Манежной площадью и Моховой - лицезрела своими очами, но были и остальные) не только лишь шагов 'Формулы-1', да и гонок серии 'Индикар'. К счастью, довольно быстро выяснилось, что предложение синьора Андреа Фикорелли, президента Press Link, было незапятанной аферой. Пришедший в ярость от пробы махинаций за его спиной Экклстоун быстро положил всему конец. Тогда же им были произнесены наиболее чем опытные слова - о том, что он не заинтересован в проведении гонки в России, пока в стране нет развитого государственного автоспорта.

ОТ КРЫЛАТСКОГО ДО НАГАТИНА

Это был 1992 год. От автоспорта в стране остались, образно выражаясь, рожки да ножки. И только отдельные энтузиасты, такие как сегодняшний советник президента РАФ Игорь Ермилин и компания его единомышленников из АСПАС, на собственный ужас и риск пробовали организовывать и проводить шоссейные кольцевые автогонки на Воробьевых горах. Конкретно благодаря сиим людям автоспорт в стране не погиб совсем.

Опосля того как мэром Москвы стал Юрий Лужков, проекты полезли, как грибы опосля дождика. В 1996-м мэр подписал распоряжение о строительстве трассы в Крылатском. Управлял тем проектом Борис Березовский, но ничего путного опять не вышло, а выделенные на все это дело средства ушли в неизвестном направлении. В 97-м Лужков опять взялся за попытку построить-таки в столице автодром интернационального уровня. На этот раз к проекту приложил руку Шамиль Тарпищев, как бы заручившийся поддержкой Экклстоуна. Было даже подписано распоряжение о разработке 'Автономной некоммерческой организации - дирекции по реализации проекта строительства автодрома трассы 'Формула-1' и гольф-поля с инфраструктурой', которую возглавил Эраст Галумов. В ноябре подготовительный проект строительства автодрома в районе Новоподрезково-Молжаниново был одобрен на заседании Публичного градостроительного совета. По проекту общественная стоимость строительства автодрома составляла 276 млн баксов, а в комплексе с гольф-клубом - 458 млн баксов. 1-ая очередь (трасса и трибуны для зрителей) обязана была быть завершена в 2001 году.

Сразу с сиим в иной столице, Cеверной - в Санкт-Петербурге - также появилась мысль сотворения автодрома. При этом проектов было аж два: один на Крестовском полуострове на базе 'Невского кольца', 2-ой - в Пулково, при этом пулковский смотрелся полностью осуществимым. Для 'Пулковского кольца' губернатором городка Яковлевым было даже подписано распоряжение 'О разработке кольцевой авто трассы', начаты работы над предпроектной документацией, но, как говорится в российской поговорке, - воз и сейчас там.

Молжаниновский проект то затухал, то вновь оживал вплоть до 2007 года, но так и остался неосуществленным. Основное препятствие - необходимость для освобождения земли под стройку переселения обитателей 6 из 9 располагающихся там деревенек. Ну и инвесторов у проекта так не нашлось.

Приблизительно в то же время в Москве была предпринята попытка спроектировать и выстроить очередной автодром, в Нагатине. Вдохновителем данной для нас 'маниловщины' был не кто другой, как обладатель команды 'Формулы-1' Arrows и глава TWR Group Том Уолкиншоу. Этот проект с активной поддержкой вице-премьера правительства Москвы Орджоникидзе также зашел достаточно далековато, к роли в нем завлекли (как и в случае с Молжаниново на поздних шагах, и с 'Пулковским кольцом') такового гуру, как Герман Тилке - создателя всех более новейших и современных трасс 'Формулы-1'.

Здесь все было так серьезно, что в Москву ради подписания договора на проведение шага 'Огромных призов' приезжал сам Экклстоун, была созвана помпезная пресс-конференция. Но ни конференции, ни подписания не состоялось. По одной обычной причине: все доходы от проведения гонок Экклстоун намеревался забрать для себя, что категорически не устроило Лужкова, заявившего, что 'нам он желает бросить лишь звук моторов'.

Фактически говоря, погибель 3-х, существовавших сразу, проектов - Пулковского и 2-ух столичных - была неминуема. Они все претендовали на поддержку правительства и тем перебегали друг дружке дорогу.

Превосходные ПЛАНЫ ТУЛЫ

Сначала нулевых родился и очередной проект - 'Российское кольцо' в Туле, основным вдохновителем которого был мэр городка Сергей Козаков. Планы были превосходные - выстроить самую современную трассу в мире и принимать там этапы всех российских кольцевых чемпионатов. Также Казаков намеревался заключить договоры с авто и мотоциклетной спортивными федерациями о проведении там интернациональных соревнований.

Казаков ездил в Лондон, но встречи с Берни Экклстоуном не вышло. Тем более инвесторы продолжали верить в проект не собирались отрешаться от данной нам идеи.

На бумаге 'Российское кольцо' смотрелось впечатляюще - под стать известным завиральным идеям государя Манилова. Логично, что этот проект, как и все другие, благополучно канул в небытие.

Одним из основных инвесторов 'Российского кольца' был ливанский предприниматель Куйдер фон Хейдербрандт унд дер Лаза. Техно базу подготовила швейцарская компания Studio D'Architettura e Design во главе с Фабио Кривели. Консультантами должны были стать спецы 'Макларена', а приглядывать за всем - британский царевич Майкл Кентский. Для координации и организации проекта была сотворена компания 'Российское кольцо'. А для помощи в переговорах с Максом Мосли был привлечен Саймон фон Экк из Британии.

Выстроить большой комплекс общей площадью около 2 млн квадратных метров - с 2-мя автодромами, бассейном, отелем и иным - намеревались на западном выезде из Тулы. Стоимость проекта оценивалась в 200 млн баксов.

Российское правительство как бы поддержало намерения тульских властей, но далее превосходных планов дело не пошло. Так как личный инвестор - он личный и есть. И интересы у него изменяются.

Не считая уже перечисленных существовали и проекты помельче, почти все из которых были осуществлены, но на интернациональный уровень даже не посягали. Это Тольятти, Смоленск, Нижний Новгород, Красноярск, Казань. Трасса 'Мячково' под Москвой. Именовать это автодромами в полном смысле этого слова - трудно, тем более гонки государственного уровня там проводятся.

Пожалуй, единственный досочинский проект, претендовавший на статус интернационального, был доведен до разума в 2012 году, когда в Волоколамском районе Подмосковья открылся Moscow raceway - автодром, получивший от интернациональных федераций право на проведение авто- и мотогонок больших серий, включая кузовной чемпионат мира, и общепризнанный подходящим для проведения тестов 'Формулы-1'. Спроектировал трассу все этот же Герман Тилке, и на данный момент она пользуется определенной популярностью: тут проходят гонки WTCC, DTM, различных чемпионатов 'Формулы Рено', соревнования по супербайку.

Видите ли, 'роман' России с 'Формулой-1' вышел длительным и ухабистым. Поэтому-то еще одна мысль, сочинская, сначала не вызвала ничего, не считая скептицизма. Но же тот факт, что стройку этого автодрома было тесновато соединено с олимпийскими проектами, вызывало определенный робкий оптимизм. Как оказывается, оптимизм этот оправдался.

12 октября 2014 года на 'Сочи автодроме' состоится 1-ый опосля столетнего перерыва 'Гран-при России'. По счету же он будет… 3-ий! Ведь автогонки с таковым заглавием два раза прошли еще во времена Российской империи, в 1913-м и 1914-м годах в Санкт-Петербурге.

Так что мы с полным правом можем огласить - 'Огромные призы' ворачиваются в Россию!